Завершилось обучение сотрудников Областного центра реабилитации инвалидов программе MOVE. Опыт передавали европейские коллеги из Соединённого Королевства Великобритании.
Учеба началась со слов: «Скорее всего мы (прим.ред. – преподаватели Анке Бейли и Шарлотта Пек) изменим ваш взгляд на философию и понимание реабилитационного процесса».
«Нам наглядно показали, что в европейских государствах двигательную реабилитацию рассматривают не как составляющую медицины, а как способ социализации и социально-бытовой адаптации, – рассказала директор Центра Татьяна Онохова. – Движение не ради развития мышц, а ради максимального включения человека в жизнь и обретения независимости».
Также Татьяна Сергеевна отметила, что в ходе реализации пилотного проекта можно постараться убедить руководство включить услуги по двигательной реабилитации в состав социального обслуживания. Пока этого в нашей стране нет.
За основу реабилитационного процесса преподаватели программы MOVE берут человека с его конкретными целями, важным фактором для достижения которых становится командная работа специалистов разных направлений и членов его семьи. «Мы увидели новый способ взаимодействия в команде. Для достижения результата не каждый специалист в отдельности опирается на свои знания и опыт, а все фокусируются на одной определенной задаче», - отметила Елена Черепанова, заведующая отделением социально-психологической и социально-педагогической реабилитации.
Например, если клиенту необходимо научиться самостоятельно удерживать свое тело в положении стоя, то и психолог, и организатор досуга, не говоря уже об инструкторах адаптивной физической культуры, будут создавать жизненные ситуации, в которых человеку придется вставать.
Например, если клиенту необходимо научиться самостоятельно удерживать свое тело в положении стоя, то и психолог, и организатор досуга, не говоря уже об инструкторах адаптивной физической культуры, будут создавать жизненные ситуации, в которых человеку придется вставать.
Большое значение в программе MOVE занимает реабилитация, интегрированная в жизнь. «Можно осваивать навыки ходьбы просто по спортивному залу, а можно выполнять поручения, полезные для самого человека или его окружающих, например, что-то принести. И мотивация возрастает, и интерес к реабилитации тоже», - прокомментировал Сергей Борозняк, заведующий отделением адаптивной физической культуры.
Впечатлила учащихся и хорошо продуманная, подробная градация способностей и навыков человека. Это облегчает определение уровня, на котором в данный момент находится клиент, и сразу видны предстоящие и последующие шаги для достижения цели.
Реабилитационный маршрут выстраивается на длительный промежуток времени. Определяется четкий план действий и намечаются контрольные точки для проверки и понимания, достигнута ли промежуточная цель или нужно менять подход. Право выбора технологии и методики реабилитации остается за специалистом.
Напрашивается вопрос, что делать, если курс реабилитации в ОЦРИ всего две недели? «Клиент озвучивает цель, специалисты разрабатывают шаги ее достижения. У нас в Центре начинается работа, а по окончании реабилитационного курса подключаются члены семьи и работники центра по месту жительства, которым мы объясним, что нужно делать и в какие сроки. Команда нашего учреждения в свою очередь будет выезжать на дом к клиенту, если он житель Екатеринбурга, или связываться по Скайпу», - прокомментировала Татьяна Онохова.
Сейчас программу MOVE апробируют на Константине Неймане, сотруднике Областного центра реабилитации инвалидов, который передвигается на кресле-коляске, и на клиенте Максуде Шамсиеве, который не может ни ходить, ни говорить. Цель первого участника программы – ходить с тростью, второго - сидеть на стуле практически без поддержки и держать голову.
Татьяна Ахметьзянова