Тринадцать специалистов реабилитационных центров Свердловской области вернулись из Венгрии, где прошли обучение методу кондуктивной педагогики. Занятия проводили преподаватели факультета им. Андраша Петё Университета Семмелвейс (Semmelweis), одного из старейших университетов Будапешта.
Метод кондуктивной педагогики позволяет реализовать холистический подход к человеку. Он одновременно развивает речь, движения, умственное состояние, ощущения, личность и эмоции. В программе комплексного воспитания нет дорогостоящих технических средств. Основная идея состоит в том, что человека необходимо научить не только новому образу жизни, но и тому, как он может интегрироваться в общество.
«Все просто и понятно, толково и результативно. Сразу задаешься вопросом: почему мы не догадались сами? Вот уж поистине: всё гениальное – просто! Сразу появилась масса идей», – рассказала директор Областного центра реабилитации инвалидов Татьяна Онохова.
Программа обучения состояла из теории и практики. Лекции «История кондуктивной педагогики» и «Гуманные основные принципы кондуктивного воспитания» были общими, практические занятия с детьми и со взрослыми проходили отдельно. Уральцам также показали реабилитационные центры в городе Гардонь у озера Валенсия, занятия в специальной школе для детей с ограничениями в передвижении, несколько реабилитационных занятий непосредственно на факультете. По окончании курса обучения всем участникам группы вручили сертификаты.
Некоторые элементы метода специалисты Областного центра реабилитации инвалидов готовы применять прямо сейчас. Это групповая работа, проговаривание и темп. Люди, занимающиеся вместе, лучше мотивированы, они поддерживают друг друга, вдохновляют и обогащают. Группы небольшие, максимум 8 человек, с которыми занимаются два или три кондуктолога. У взрослых одно занятие длится 2 часа. Все упражнения проговариваются, в зависимости от ограничения задается темп. Для людей после инсульта, например, счет ведут медленно, протягивая слова. «Обе руки поднимаю до уровня груди вперед. Большой и указательный пальцы соединяю вместе. Опускаю руки на колени», – проговаривает кондуктолог, затем хором вся группа. Когда человек вслух произносит то, что делает, он подходит к процессу более осознанно, у него развивается речь и память. Человек становится ответственным за процесс.
Пять человек из группы, вернувшихся из Будапешта, – это сотрудники Областного центра реабилитации инвалидов: директор Татьяна Онохова, заместитель директора по комплексной реабилитации Елена Шестакова, заведующий отделением социально-бытовой и социально-средовой реабилитации Ольга Камелина, специалист по эрготерапии Светлана Скорых и медицинский психолог Елена Бакшутова. Также методу кондуктивной педагогики обучились пятеро сотрудников Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, два специалиста из Качканарского КЦСОН «Забота» и врач-невролог, специалист по разным аспектам медицинской реабилитации из Серова Ольга Чистякова.
В ближайших планах Областного центра реабилитации инвалидов отправить еще одну группу на обучение методу кондуктивной педагогики. Возможно, это будут инструкторы по АФК и врачи. В долгосрочной перспективе – подготовить своих кондуктологов. Венгрия – единственная страна, которая дает высшее образование по специальности «Кондуктолог». Для российских специалистов с высшим педагогическим образованием обучение в Университете Семмелвейс займет 4 года: один – на изучение венгерского языка, три – на освоение академической программы.
«Метод кондуктивной педагогики направлен на формирование образа жизни человека. При минимальных затратах на оборудование достигается максимальный эффект. Самое дорогое – это подготовка специалистов, но пока у нас не будет своих кондуктологов, мы никогда не узнаем этот метод изнутри», – отметила директор Областного центра реабилитации инвалидов Татьяна Онохова.
Сейчас в Свердловской области разрабатываются региональные стандарты по комплексной реабилитации инвалидов. Областной центр реабилитации инвалидов выступил с предложением увеличить продолжительность реабилитационного курса для граждан, имеющих ограничения 2 и 3 степени по способности к передвижению и самообслуживанию, с тем, чтобы обеспечить результативность и эффективность процесса реабилитации.
20 апреля участники группы представят результаты поездки специалистам Министерства социальной политики, пилотных организаций из различных ведомств – участников реализации ИПРА инвалидов (детей-инвалидов).
Вера Золотарева