В период с 25 по 27 марта в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых проходил проблемно-ориентированный образовательный научно-методический библиосейшн.
И мне, как специалисту по социальной работе Областного центра реабилитации инвалидов представилась возможность принять участие в данном мероприятии. Основной темой семинара стала «Доступная среда как фактор качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья»
Для начала хотелось бы дать разъяснения, что же такое библиосейшн. Это свободная площадка для общения, творчества и обмена опытом и мнениями, которая работает в свободном стиле. Участники мероприятия прибыли не только из Екатеринбурга и Свердловской области, но из разных городов России - Абакан, Казань, Санкт-Петербург, Тула.
Вся программа была разделена на три этапа.
Первый день 25.03. проходил в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых. Открытие проводила Ирина Гильфанова, директор библиотеки.
Программу продолжила специально приглашенный гость - Марина Рохманова, координатор проектов АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир», консультант ООО «Систематика» по разработке АИС «Доступная среда» и карты доступности, г. Санкт-Петербург.
Марина Владимировна прочитала лекцию на тему «Нормативно-правовая основа реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирование для них доступной среды жизнедеятельности». Лекция сопровождалась презентацией, с наглядными примерами и подробными пояснениями, что для меня как для специалиста по социальной работе является крайне важной информацией.
Далее последовало выступление Елены Конюховой, доцента кафедры технологии социальной работы ИСО УрГПУ, кандидата педагогических наук, г. Екатеринбург.
Елена Юрьевна представила вниманию слушателей важную и интересную тему «Раннее развитие нормально видящих детей незрячими родителями: проблемы и рекомендации». Основываясь на своем личном опыте, Елена составила подробные рекомендации для незрячих родителей как полноценно развивать зрячего ребенка. Ее выступление вызвало неподдельный интерес у всех присутствующих.
Следующая тема была обозначена как «Комплексный подход к формированию доступной среды жизнедеятельности в свете положений Конвенции о правах инвалидов (ООН) и государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы»
В семинаре также участвовал Вячеслав Порывкин, представитель ООО «Круст», он представил презентацию на тему: «Безбарьерная среда. Организация доступности в учреждениях образования и культуры». После его выступления все присутствующие смогли лично ознакомиться с продукцией предлагаемой фирмой «Круст»;
поскольку в семинаре принимали участие незрячие специалисты, они смогли прокомментировать удобство и доступность предлагаемых товаров.
В завершении первого дня мероприятий все присутствующие смогли поучаствовать в небольшом представлении «Манеры аристократа. Век XIX». Ольга Акименко, экспозиционер - искусствовед Музея маленьких историй, поделилась опытом проведения музейных уроков для детей c проблемами зрения и их родителей.
Во второй день 26.03 организаторы предложили гостям мероприятия отправиться на экскурсию в Верхнепышминскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. С.А. Мартиросяна. На входе нас встретила директор Нина Шалган, она провела для нас подробную экскурсию по школе, мы смогли заглянуть в каждый класс, осмотреть спортивный зал и библиотеку с богатым собранием литературы по системе Брайля.
В школе созданы все условия для комфортного проживания, обучения и творческой самореализации учеников. Обязательными для обучения являются коррекционные предметы: ЛФК, ритмика, развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, логопедия, мимика и пантомимика, социально бытовая ориентировка.
В школе особое внимание уделяется реабилитации слепых детей. В коррекционном блоке имеется кабинет СБО, имитирующий однокомнатную квартиру, кабинет ориентировки в пространстве, три кабинета логопедии, сенсорная комната психологической разгрузки. Все предметные кабинеты оснащены рельефными наглядными пособиями.
В распоряжении учащихся есть три библиотеки: библиотека для слабовидящих детей; читальный зал, оснащённый телевизионными увеличивающими устройствами; библиотека книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом; фонобиблиотека, в которой на самой современной технике ребята могут послушать художественную и учебную литературу.
Кабинет информатики оснащён современной тифлотехникой, позволяющей слепым детям в полном объёме освоить владение компьютером.
Общешкольные праздники проходят в современном концертном зале на 300 мест, одном из лучших в городе.
Для отдыха и занятий спортом в школе есть современный спортзал, зал для занятий дзюдо, тренажёрный зал, новые хоккейный корт и стадион, игровая площадка для малышей.
В 2008 г. закончилась реконструкция школьных мастерских. В распоряжении учащихся теперь будут два швейных цеха, два деревообрабатывающих; цеха металлообработки и керамики.
Вся школа обеспечена тактильными указателями и голосовыми маячками. У каждого кабинета есть тактильная табличка, а звуковое оповещение сообщает ученику номер класса, фамилию преподавателя и предмет. Оборудование школы максимально обеспечивает доступную среду, создавая тем самым комфортные условия для обучения и развития детей.
То, с какой теплотой специалисты школы рассказывают о своих учениках и проводимой с ними работе, произвело на всех незабываемое впечатление.
На мероприятие был приглашен Олег Колпащиков, руководитель социального движения «Белая трость».
Олег Борисович прочитал интереснейшую лекцию на тему «Развитие позитивной роли инвалидов в обществе (экстрабилити)».Тема лекции никого не оставила равнодушным, и вызывала особый интерес еще и потому, что Олег Борисович сам является инвалидом по зрению. По окончанию лекции он охотно ответил на возникшие у присутствующих вопросы.
Завершила программу лекция Рохмановой М.В. на тему «Совершенствование механизма предоставления услуг с учетом потребностей различных категорий инвалидов».
Третий день 27.03 начался с лекции «Порядок паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. Отражение результатов паспортизации в картах доступности».
Затемвыступала Юдина Лариса Васильевна, заместитель председателя СОО ВОС, председатель Совета по социально-трудовой реабилитации, г. Ревда. В своем выступлении Лариса Васильевна затронула тему социально-психологических проблем инвалидов и предложила основные стратегии их решения, основываясь на своем личном опыте.
В качестве практического занятия нам было предложено самостоятельно обследовать объект социальной инфраструктуры, в данном случае Областную библиотеку для слепых, и дать оценку состояния его доступности. После обследования каждый из нас внес свои замечания и предложения в паспорт доступности объекта.
Последний день семинара проходил в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых. Специалисты библиотеки провели для нас открытый урок на тему «Сенсорная комната в структуре библиотеки». Открытый урок проводила Зинаида Заболотских, библиотекарь отдела обслуживания ГКУК СО «СОСБС», г. Екатеринбург. Зинаида Дмитриевна описала свою работу и разработала подробные методические рекомендации по этой теме.
Всем специалистам, проходящим три дня семинара, представилась возможность высказать свое мнение на круглом столе. Основной темой для обсуждения стала роль библиотек в формировании доступной информационной и социокультурной среды.
В заключении трех дней семинара всем специалистам, принявшим участие в библиосейшене, вручили Сертификаты.
- Специалист по социальной работе
Александра Самсонова