Школа профессионального мастерства «Методические пятницы» продолжает свою работу. Третье в этом году занятие было посвящено определению реабилитационного потенциала инвалида. Лекцию прочитала доктор психологических наук Татьяна Рогачева.
«Методические пятницы» - это совместный проект Областного центра реабилитации инвалидов и Уральского государственного медицинского университета. Он стартовал в начале года. Здесь все, как у настоящих студентов: теория в течение семестра (одна лекция в месяц), в июне – сессия, только экзамены заменит деловая игра, в которой примут участие как сотрудники Центра, так и студенты Уральского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальности «Клиническая психология».
«Методические пятницы» - очень важный для нас проект. По сегодняшним стандартам подготовки специалистов мы должны ориентироваться на запросы потенциальных работодателей и предоставлять студентам в процессе обучения разные базы для прохождения практик, а также показывать им возможные варианты будущей профессиональной деятельности. В этом году порядка 30 студентов пройдут практику в Областном Центре реабилитации», - рассказала лектор Школы профмастерства «Методические пятницы» Татьяна Рогачева, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии Уральского государственного медицинского университета.
Лекция, рассчитанная на два часа, пролетела незаметно. Начали с определения понятия «реабилитация». Как известно, впервые в медицине оно было официально применено к больным туберкулезом. В 1946 г. в США провели первый Конгресс по реабилитации этих больных, на котором доктор Курт Винтер предложил следующее определение: «Реабилитация – это целенаправленная деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном и экономическом аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в социальной жизни».
По словам Татьяны Рогачевой, в 1995 г. Всероссийский съезд психиатров России официально признал возникновение в нашей стране новой формы психической патологии – социально-стрессовых расстройств. Причиной данной нозологии является общая неблагоприятная социальная обстановка в стране, которая большинством ее жителей воспринимается как экстремальная, сопряженная с крушением идеалов, нравственных ценностей и личностных мотиваций, неопределенности будущего. К сожалению, социальная напряженность превратилась в повседневную черту нашей жизни, стала естественной медико-психологической чертой нашего населения, которая уже теперь самостоятельно, не поддаваясь прогнозированию и управлению, без дополнительных внешних стимулов и усилий, воспроизводит и поддерживает саморазрушительные тенденции в обществе, служит угрозой национальной безопасности. Ситуация обостряется наличием достаточно больших групп лиц, подвергшихся событиям, выходящим за пределы обычного человеческого опыта, то есть техногенным и антропогенным катастрофам (ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, жителей восточно-уральского радиоактивного следа, участников Афганской и Чеченской войн и др.)
«В Европе и США осознание того, что экстремальные ситуации, стихийные бедствия и катастрофы имеют глубокое психологическое воздействие на жизнь пострадавших, привело к идее структурного и научного подхода к проблеме реабилитации лиц, подвергшихся травматическому воздействию. К сожалению, в нашей стране понятие «реабилитация» чаще всего сужается до медицинского аспекта, сущностью которого является восстановительная медико-биологическая терапия», - рассказала Т.В. Рогачева.
Чаще всего медицинская реабилитация протекает без учета индивидуально-личностных особенностей человека, шкалы ценностей, уровня притязаний, представлений о личностном и социальном комфорте, о возможностях адекватного существования в новых условиях. Поэтому, по мнению профессора Татьяны Рогачевой, проведение восстановительной терапии не может подменить собой реализацию индивидуальной программы реабилитации.
Ученые сегодня выделяют несколько компонентов реабилитационного потенциала. Это саногенетический, психологический и социально-бытовой потенциалы. На этапе диагностики клиентов профессор рекомендовала учитывать все виды психологической защиты человека. Это позволит правильно определить цели реабилитационного процесса и достичь максимального эффекта.
«Методические пятницы» - это взаимовыгодный проект, так как позволяет не только применить студентам теоретические навыки на практике, а преподавателям отследить потребности и запросы сегодняшнего дня, но профессионалам быть в курсе того, в каком направлении в данный момент развивается наука. Наши сотрудники получали образование в разных вузах, учились в разное время, поэтому сейчас для нас важно определить для всех сотрудников Центра единые подходы к работе с клиентами, выработать единые цели и оперировать единым понятийным аппаратом. Это позволит нам стать сплоченной командой, улучшить качество предоставляемых услуг и повысить результативность работы», - считает Татьяна Онохова, директор Областного центра реабилитации инвалидов.
Следующее занятие пройдет в мае. Оно будет посвящено приемам, методам и технологиям реабилитации инвалидов. В июне совместно со студентами кафедры клинической психологии УрГМУ пройдет деловая игра, на которой будут подведены итоги полугодового совместного сотрудничества. Первокурсники и третьекурсники медицинского университета выступят в роли клиентов. Также на деловой игре обсудят тему: «Критерии и показатели результативности реабилитационного процесса».