Руководящий состав и заведующие отделениями Областного центра реабилитации инвалидов прошли обучение по системе менеджмента качества и внедрению системы управления процессами в социальном учреждении. Учебу проводил Уральский межрегиональный сертификационный центр.
Областной центр реабилитации инвалидов – одно из первых учреждений в системе социального обслуживания населения, которое получило сертификат соответствия системы менеджмента качества. Требованием стандарта ГОСТ ISO 9001-2011является менеджмент ресурсов, который подразумевает, что руководство учреждения должно снабжать сотрудников информацией о том, как их знания, компетентность и профессиональная подготовка соотносятся с их обязанностями, полномочиями и основной деятельностью.
«Когда мы готовились к первому инспекционному аудиту, мы поняли, что для дальнейшего развития системы менеджмента качества в Центре необходимо обеспечить повышение уровня компетентности руководящего состава, и прежде всего основным и вспомогательным процессам, а также процессу управления. Вторым этапом этой деятельности станет обучение СМК всех специалистов ОЦРИ», - рассказала Татьяна Онохова, директор Областного центра реабилитации инвалидов.
Занятие состояло из теоретической и практической частей. Руководителей учили формулировать конкретные, измеримые и достижимые цели организации в области качества. По словам Анны Нони, эксперта Уральского межрегионального сертификационного центра, только грамотно обозначив цель деятельности учреждения (и обязательно в глагольной форме!), можно вести речь о достижении и измерении ее результата. Бурное обсуждение вызвал вопрос об оценке качества оказания социально-реабилитационных услуг. Достаточно ли одного выполнения государственного задания, чтобы клиент ушел с занятия удовлетворенным? Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья оценивают занятие очень субъективно, либо слишком завышают, либо чрезмерно занижают оценку работы специалиста. Для решения этого вопроса в Центре разработали подход комплексной оценки реабилитационного занятия, который включает в себя оценку условий, процесса и результата. Здесь учитываются целевой, мотивационный, организационный, содержательный и другие компоненты процесса.
Практические задания, обучающиеся выполняли в группах. Они составляли карты существующих в Центре процессов, таких как социальная реабилитация, управление инфраструктурой, управление персоналом, управление документацией.
Отметим, что развитием СМК в Областном центре реабилитации инвалидов занимается отделение менеджмента качества – новое структурное подразделение, которое появилось в структуре ОЦРИ после смены типа учреждения: с бюджетного на автономное. Оно будет, в том числе, разрабатывать методические рекомендации по вопросам внедрения системы менеджмента качества для комплексных центров социального обслуживания населения Свердловской области, работающих с инвалидами, проводить практические семинары по проблемам качественного управления процессом социальной реабилитации с целью обеспечить единство методологических подходов к управлению качеством оказания социально-реабилитационных услуг инвалидам. На данный момент Центр является единственным учреждением в системе социального обслуживания населения, имеющим отделение менеджмента качества.
Напомним, что в этом году Центр успешно прошел первый инспекционный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, в результате которого было подтверждено действие полученного в 2013 году сертификата сроком на один год. Аудит проводили эксперты ведущего российского органа по сертификации систем менеджмента «РОСТЕХСЕРТ». Были проинспектированы четыре отделения и хозяйственно-транспортная служба. Каких-либо несоответствий в ходе аудита системы менеджмента качества выявлено не было.
Второй инспекционный аудит Областному центру реабилитации предстоит пройти в мае следующего года. К этому времени руководителям структурных подразделений Центра предстоит доработать все необходимые документы по СМК, добиться выполнения поставленных в этом году целей в области качества, значительно повысить уровень удовлетворенности качеством , оказываемых в Центре реабилитационных услуг, у внутренних и внешних потребителей, а также оценить степень качества, результативности и эффективности выполняемых организационно-методических работ.
В декабре в Областном центре реабилитации инвалидов пройдет обучающий семинар «Система оценки качества реабилитационных услуг: опыт и перспективы развития», в ходе которого будут рассмотрены разработанные Центром подходы к оценке качества, результативности и эффективности деятельности оказываемых услуг и выполняемых организационно-методических работ. В обсуждении представленных разработок примут участие руководители учреждений социального обслуживания населения Свердловской области, которые работают с инвалидами.
Вера Золотарева