В Областном центре реабилитации инвалидов психологи социальной службы двух округов горячо обсуждали актуальные проблемы, возникающие при работе с так называемыми «сложными» клиентами – конфликтными, агрессивными, нарушающими общепринятые нормы. Взаимодействие с такими людьми – будни любого социального психолога, а умение грамотно выстроить коммуникацию – залог успешной социализации «трудных» клиентов, чье разрушающее поведение традиционно вызывает беспокойство в обществе (алкоголизм, наркомания, агрессия, бродяжничество и проч.).
Особенности работы с данными категориями граждан раскрыли в своих докладах психолог ГАУ «Тагильский пансионат» Кузнецова О.Л. и психолог КЦСОН Чкаловского района г. Екатеринбурга Ермолова В.А. В ходе дискуссии активно обсуждалась и проблема правового статуса психолога: собравшиеся признали наличие правового вакуума, подчас мешающего специалисту осознать границы собственных возможностей.
Мастер-класс психолога Новоуральского КЦСОН Дедюхиной Е.П. открыл практическую часть межокружного «круглого стола» по проблемам взаимодействия с клиентами с деструктивным поведением. Были показаны упражнения, направленные на профилактику эмоционального выгорания психолога – дыхательная саморегуляция с элементами визуализации.
Завершилась встреча групповым занятием, подготовленным психологом ОЦРИ Волковой А.А. Присутствующие проанализировали и обсудили несколько универсальных (с точки зрения ежедневной практики социального психолога) конфликтных ситуаций, в которых конфликтерами выступают сверхтребовательные клиенты, лица БОМЖ и освободившиеся из мест лишения свободы. Задача заключалась в выработке стратегии и тактики оптимального поведения в каждом конкретном случае. «Разбор полетов» вызвал живой интерес у начинающих психологов, которые в режиме тренинга смогли поучиться у своих более опытных коллег.