Директор Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Наталья Печеник и заведующая отделением реабилитационной диагностики и мониторинга Областного центра реабилитации инвалидов Татьяна Рогачева посетили Псков. Этот город, а также Нижний Новгород являются рабочими площадками Министерства труда и социальной защиты РФ по разработке модели ранней помощи и организации сопровождаемого проживания выпускников домов-интернатов для умственно-отсталых детей. Первый день пребывания в Пскове наших специалистов был посвящен посещению учреждений и организаций, оказывающих данные услуги.
Система оказания ранней помощи осуществляется Центром лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Он был создан в 1993 году Администрацией города совместно с Евангелической церковной общиной Вассенберга (Германия). Центр обеспечивает развитие и общее образование детей и взрослых, имеющих ОВЗ или инвалидность, направленное на социальную адаптацию, самореализацию, активное участие в жизни общества, поддержку семей, имеющих детей-инвалидов. В учреждении несколько отделений: дошкольное, школьное, центр дистанционного обучения, отделение учебного проживания для взрослых инвалидов с ментальными нарушениями.
На фото Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца (ПИМ) – совместный немецко-российский проект. Это уникальное учреждение, которое обеспечивает дневную занятость 140 взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающих в Пскове. Их занятость обеспечивается трудом в пяти производственных отделениях: швейном, прачечном, деревообработки, растениеводства, картонажном; и в трех непроизводственных: отделении развития и ухода, тренировочном и хозяйственном. Общая площадь территории, на которых расположены мастерские – 34 тысячи кв.м. При них работает образовательный центр, в котором проходят профессиональную переподготовку специалисты, а также обучаются волонтеры.
Сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными нарушениями организовано в пяти квартирах, которые арендуются Центром лечебной педагогики у Администрации Пскова. Обучение самостоятельной жизни происходит курсами продолжительностью от одного до пяти месяцев в учебных квартирах. По окончании курса обучающиеся возвращаются домой к родителям. Кто-то сохраняет приобретенные навыки, но кто-то утрачивает их.
Постоянное сопровождаемое проживание людей с ментальной инвалидностью без родителей проходит в двух квартирах. Одномоментно там проживает десять человек. Специалисты, сопровождающие инвалидов с ментальными нарушениями, считают, что обучение в условиях сопровождаемого проживания должно быть пожизненным процессом. Оно позволяет поддерживать их психическую и физическую активность, не только препятствуя снижению умственных способностей и утрате сформированных навыков, но и формируя интерес к активной самостоятельной жизни, к взаимодействию с окружающими людьми.
Финансовые расходы на проживание людей с инвалидностью берет на себя как Областная администрация Пскова (оплата заработной платы специалистам), так и общественные организации (покупка квартиры, мебели и необходимых приспособлений, оплата обучения сопровождающего персонала). Инвалиды, проживающие в квартирах, оплачивают питание, досуговую деятельность и хозяйственные расходы. На одного проживающего в месяц тратится 21 360 рублей.
Стоит отметить, что в ходе проекта серьезное внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения общества к людям с инвалидностью и на расширение добровольного участия псковичей в оказании помощи согражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так, на придомовой территории проводятся совместные мероприятия с жителями (спортивные праздники, субботники), их привлекают для помощи проживающим инвалидам, проводятся беседы об особенностях людей с ментальными нарушениями.
Во второй день пребывания в Пскове коллеги из Екатеринбурга приняли участие в семинаре-совещании в Администрации области. Обсуждались следующие темы: необходимость внесения изменений в стандарт оказания социальных услуг, разработка профессиональных стандартов (тьютор, специалист по сопровождению), сопровождаемое проживание может быть формой обслуживания (наряду со стационарной, полустационарной и на дому), а не услугой и другие.
В итоге было принято решение разработать в срок до сентября 2017 г. проекты региональных нормативных документов и предложения по внесению в федеральные законодательные и нормативно-правовые документы необходимых изменений для организации сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости, сопровождаемого трудоустройства, и обеспечения реализации комплекса услуг.
Татьяна Ахметьзянова
Татьяна Рогачева