Продолжаем нашу рубрику, где мы беседуем с сотрудниками Областного центра реабилитации инвалидов, стоявших у истоков создания учреждения. Проект приурочен к празднованию десятилетнего юбилея Центра.
Сегодня в центре внимания Елена Васильевна Шестакова. Она устроилась на работу в ОЦРИ в мае 2008 года и за десять лет прошла путь от специалиста до заместителя директора.
– Елена Васильевна, начнем с вопроса, который мы задаем всем сотрудникам, попавшим в рубрику: как вы оказались в Центре реабилитации?
– Когда он открылся, я работала в Комплексном центре социального обслуживания населения Чкаловского района. Это здесь рядом. На тот момент социально-реабилитационных отделений практически не было, да и вообще по стране социальная реабилитация была не распространена. Это новая деятельность была мне очень интересна.
– С чего начался ваш трудовой путь в Центре?
Когда я устроилась сюда на работу, направление «социально-бытовая реабилитация» только формировалось. В области мы стали первыми, кто открыл отделение социально-бытовой реабилитации, а также оснастил и запустил кабинет эрготерапии.
– Какая была ваша первая должность здесь? И как проходил ваш профессиональный рост в учреждении?
– Я пришла социальным педагогом, проработала больше двух лет, но потом уходила на три месяца в коммерческую структуру. Вернулась в Центр уже на должность заведующей отделением социально-бытовой реабилитации. Позже меня назначили заместителем директора по научно-методической работе. На этой должности я проработала полтора года. Ну а затем я стала заместителем директора по социальной реабилитации.
– Десять лет проработать в одном учреждении – не малый срок. Чем привлекала вас работа здесь?
– Я противник той концепции, когда род деятельности нужно менять каждые пять лет. В таком случае, я считаю, невозможно стать специалистом ни в одной деятельности. А когда человек работает долгое время в одном учреждении, то оно воспринимается уже больше чем просто учреждение, больше чем работа, это становится делом жизни. Человек становится вовлеченным. Мне кажется, это правильно и ценно.
– Часто сталкивались с трудностями в работе в течение этих десяти лет?
– Каждый день. Трудности и нерешенные вопросы возникают каждый день.
– Кто помогает вам в преодолении трудностей или справляетесь самостоятельно?
– Семья, конечно, помогает. Без поддержки семьи однозначно никуда. И коллектив у нас очень хороший. В одиночку никто ничего не сделает, ничего не добьется. Это иллюзия, человек заблуждается, если думает, что добивается каких-либо успехов самостоятельно.
– От каких достижений и успехов в работе вы испытываете самое сильное удовлетворение?
– Мало кому в жизни удается быть причастным к большому делу. А мы все, кто здесь работает, причастны именно к большому делу. Мы с вами формируем направление социальной реабилитации, и не только в Свердловской области, но и на федеральном уровне в рамках пилотного проекта (прим. ред.: пилотный проект по формированию в России комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, запущенный Минтрудом РФ). И немалая заслуга в этом нашего талантливого руководителя.
– Сильно отличалась жизнь Центра в зависимости от того, кто его возглавлял?
– Каждый директор приходил в свое время. Первый директор Владимир Алексеевич Васёв стоял у истоков. На тот период он был самым нужным руководителем. Он очень много сделал для Центра. Второй директор Александр Владимирович Завражнов начал стройку второго здания, а это большая ответственность. Татьяна Сергеевна Онохова – это перемены в качественном плане. Если раньше в большой степени шло развитие хозяйственной деятельности, а направления реабилитации только формировались, то Татьяна Сергеевна внесла весомый вклад в развитие качества реабилитационного процесса. При ней мы вступили в пилот, достроили и оснастили второе здание, разработали направления социальной реабилитации.
– Что можете сказать о коллективе Центра?
– Центр – уникальное учреждение. Сюда всегда приходили хорошие люди. Плохим коллектив в этом учреждении не был никогда. Первый состав был такой же сильный и профессиональный, как и сегодня. Но тот коллектив распался, и на то были разные причины: кто-то был уже в возрасте, кто-то профессионально вырос и ушел. Но есть и те, кто остались и работают до сих пор. А работать с людьми – непростая деятельность.
– Энергетически затратно?
– Да. Кто говорит, что не затратно, тот лукавит или не работает. Если вы не готовы делиться, то вы не сможете работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, с людьми с инвалидностью. К нам ведь устраивались специалисты, которые в скором времени увольнялись, так как психологически не выдерживали.
– Когда вы лично работали с клиентами и оказывали услуги, как восполняли энергию?
– Как и во всех профессиях, где идет взаимодействие человека с человеком, лучшее восстановление – это удовлетворение полученным результатом.
– Судя по отзывам коллег, сложилось впечатление, что раньше коллектив Центра был, как одна большая семья, а теперь он менее сплоченный. Что думаете по этому поводу?
– Раньше единовременно мы обслуживали всего 30 человек в стационарной форме и буквально несколько клиентов в полустационарной. Коллектив у нас был намного меньше. Сейчас коллектив вырос, режим работы изменился, он стал более напряженный. В сущности, мы работаем, как завод: еженедельные заезды, еженедельные выписки. Может от этого у людей и складывается такое впечатление. Лично я не ощущаю, что коллектив у нас стал менее сплоченным.
– 10 лет для такого Центра – это уже серьезный срок или только начало пути?
– Нет, это только становление.
– Сколько еще должно пройти времени до полного становления?
– Чтобы учреждение закрепилось, оно должно выработать свой стиль, свою школу. Есть школы, которые формировались и 30, и 40 лет. Мы должны стать отдельным направлением деятельности, определить свое место, которое будет понятно не только нам, но и нашим коллегам по межведомственному взаимодействию. Сейчас есть медицина и есть социальное обслуживание. Мы где-то посередине. Вот для чего нам нужен пилотный проект? Чтобы в первую очередь наработать теоретические основы, наработать нормативно-правовую базу. А это о чем говорит? О том, что пока нет такой области знаний, как социальная реабилитация. Есть только отдельные куски, которые нужно соединить в единое целое.
На данном этапе нам важно определить, для какого ограничения жизнедеятельности и в какой возрастной период какие технологии социальной реабилитации будут оптимально результативны. Это достаточно сложная и большая работа.
– Работы предстоит много. Планы грандиозные. Елена Васильевна, что бы вам хотелось пожелать коллегам в этот юбилейный год?
– Коллегам хочу пожелать прежде всего здоровья. Род деятельности у нас такой, что нам необходимо быть и физически, и психологически здоровыми и устойчивыми. Еще хотелось бы пожелать, чтобы всем здесь работалось комфортно, чтобы на работу люди шли с удовольствием, чтобы не хотелось каждые пять лет менять работу. При кардинальной смене деятельности я не вижу перспектив профессионального роста.
В этом году Елена Васильевна отметила не только юбилей трудовой деятельности в Областном центре реабилитации инвалидов, но свой личный юбилей. Сердечно поздравляем! Фото с праздника смотрим ниже.
Татьяна Ахметьзянова