Эта фраза уже около трех лет является для Вячеслава Колмогорова практически девизом. Молодому человеку 29 лет. Авария многое поменяла в его внутреннем мире, во взглядах на повседневные дела, в отношениях с близкими и друзьями, кого-то «отсеяла», с кем-то после аварии дружба стала еще крепче.
1 сентября 2014 Вячеслав поехал на работу, но так и не доехал. На трассе произошла авария, вследствие чего у молодого человека ушиб головного мозга и перелом конечностей. Около года он только лежал. Потом мама стала усаживать его в инвалидную коляску и гулять с ним во дворе. Через пару месяцев Вячеслав стал пробовать передвигаться сам. Это нельзя назвать воспоминаниями, это всё Вячеслав знает из слов мамы. Года полтора до аварии и после нее молодой человек вспомнить пока не может.
На коляске молодой человек провел около двух лет. В это время он успел пройти свой первый реабилитационный курс в Областном центре реабилитации инвалидов.
- Меня здесь «гоняли»! В хорошем смысле этого слова. Мне постоянно приходилось шевелиться, двигаться. Плюс правильное питание. За две недели похудел на 14 килограммов (прим. ред.: от лежачего образа жизни Вячеслав очень располнел, к сегодняшнему дню он сбросил около 40 кг). С тех пор я стал следить за своим питанием, а ежедневные физические нагрузки мне стали необходимы, как воздух.
Центр реабилитации дал мне толчок, стимул, чтобы расшевелиться. В первый свой приезд много времени уделял развитию моторики рук, потому что правая толком не двигалась. Ходил на занятия по лепке и вязанию. Я же в школе, в классе восьмом, хорошо вязал и вышивал. Но с тех пор больше и не брался за это. Приехав домой после курса реабилитации, связал две пары маленьких носков. Потом женщина попросила связать сыну. Я согласился, правда предупредил, что быстро не получится. Недели за две связал. Ей понравилось. Потом и самой женщине связал. С каждым разом получалось всё быстрее и быстрее.
Вязание, конечно, хорошо, но во мне же много физической силы, которой нужен выход. Уж не знаю почему, но, чтобы не бездельничать, решил заняться изготовлением тротуарной плитки. Уже три года занимаюсь. Это хорошая физическая нагрузка.
Я хочу двигаться! Вот снег выпадет, нужно расчищать, я же в деревне живу (прим. ред.: село Кочневское, Камышловский район). Сначала было непросто. Удавалось сдвинуть, даже не кинуть, только сдвинуть две-три полные лопаты. Если упаду, то в снег. В снег мягко падать. Ищу во всем плюсы. Главное не унывать.
Свой первый после травмы «марш-бросок» Вячеслав преодолел благодаря друзьям, за что до сих пор им безгранично благодарен.
- Это был мой День рождения. Друзья позвали на улицу, сказав, что приготовили подарок. В коляску сесть не разрешили, дали две палки, похожие на лыжные, а сами шли рядом, подстраховывали. Сначала метров пятнадцать прошли, но друзья звали всё дальше и дальше. В итоге они привели меня в магазин. Мы прошли около километра. В моих глазах читался ужас, всё тело было в напряжении. В магазине они купили мне жвачку, но ведь вы понимаете, что подарок был не жвачке. Друзья сказали: «Через какое-то время ты нам скажешь спасибо». Это фраза всё время вертится в моей голове. За тот случай я их уже много раз поблагодарил.
Перед тем, как поехать в Центр реабилитации во второй раз, коляску оставил дома. Приехал к вам с ходунками. Вернувшись домой, «уволил» коляску совсем. Сейчас – получается уже третий курс реабилитации – хожу с тростью. Значит, в четвертый раз надо приехать без всего.
Очень важно, хотя бы в чем-то, быть самостоятельными, даже если приезжаем на реабилитацию с сопровождающими. Наблюдал тут картину, что мама всё делает за сына. Нужно давать немного свободы. Контролировать, конечно, можно и нужно, но нельзя делать всё подряд за человека с инвалидностью. Это тормозит наше восстановление.
Мне нравится, когда сотрудники вашего Центра нас «гоняют», нагружают. Сесть и успокоиться я могу и дома. Здесь я хочу постоянно шевелиться. Обязательно хожу в бассейн и в тренажерный зал. В этот раз познакомился с девушкой, нашли с ней общий язык. Она тоже заставляла меня постоянно двигаться, пока у нее не закончился курс реабилитации. Гуляли с ней по Екатеринбургу, узнавали город. Вдвоем веселее, ну и подстраховка друг друга.
Я теперь всегда и во всём ищу позитив и не унываю. Многое зависит от настроя. Главное «не раскисать», как я в первые годы после аварии. Как говорится, всё что ни делается, всё делается к лучшему.
Татьяна Ахметьзянова