Завершает в 2019 году серию обучающих семинаров в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» семинар, посвященный технологии сопровождаемого проживания в процессе социальной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью. В течение двух дней успешной практикой со свердловчанами делятся коллеги из Пскова.
Тема сопровождаемого проживания в Областном центре реабилитации инвалидов поднимается не первый раз. Как правило, с детьми с ментальными нарушениями проводится непрерывная работа по абилитации и социальной адаптации. И сегодня остро стоит задача развивать такие формы жизнеустройства, которые позволят взрослым людям с ментальной инвалидностью жить в условиях привычного социального окружения, а не в интернатах. В противном случае теряется смысл предшествующей работы по их развитию, образованию, социализации.
Псковская область стала практически первооткрывателем в данном направлении работы с инвалидами. Псков – первый город в России, где на сопровождаемое проживание стали брать людей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
«Мы хотим поделиться нашим опытом, рассказать о подводных камнях, которые мы уже прошли и преодолели, ответить на вопросы, на которые мы уже нашли ответы. У нас подготовлены методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания. Они есть в свободном доступе на сайте», - отметила Марина Носкова, учитель-логопед отделения ранней помощи Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения (г. Псков), социальный педагог отделения сопровождаемого проживания общественной благотворительной организации «Я и ты».
С 2005 года в Пскове организовано учебное сопровождаемое проживание, в котором участвует 8 человек с особенностями развития в год. Кто-то проходит несколько курсов. Есть два выпускника, которые живут в городе практически самостоятельно, им только иногда требуется помощь – 4-5 часов неделю, например, рассчитать финансы. В 2013 году были открыты квартиры для постоянного сопровождаемого проживания. Сейчас в них проживает 10 человек.
Со специалистами учреждений социальной защиты Свердловской области коллеги из Пскова делятся основными аспектами методики формирования у лиц с ментальными нарушениями навыков социально-коммуникативной, досуговой, бытовой деятельности.
«Например, мы рассказываем, какими рецептами пользуемся при организации питания, какие требования есть к этим рецептам (ведь они должны быть адаптированы), какие приспособления используем, чтобы наши участники сопровождаемого проживания были максимально самостоятельны», – подчеркнула Евгения Зуева, руководитель отделения учебного проживания Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, учитель школьного отделения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
По словам преподавателей семинара, накопленный опыт и практика показывают, что люди с особенностями развития могут быть активными и продуктивными, но для этого нужно создать определённые условия. Сопровождение лиц с тяжелыми нарушениями развития – это комплексный, непрерывный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека.
Татьяна Ахметьзянова