Это был уже четвертый фестиваль Inclusive Art. Четвертая возможность собраться вместе людям, которые желают показать свои таланты в сфере визуального, танцевального, музыкального и театрального искусства; людям, которые верят в силу инклюзивного искусства; людям, которые развивают для него среду – задают вопросы, ищут сами на них ответы, нащупывают варианты, занимаются практикой, строят теории.
В этом году все большие мероприятия проходят в нестандартных форматах, устроителям приходится искать варианты, экспериментировать с формой. Пришлось это делать и организатору фестиваля Inclusive Art – некоммерческой организации «Благое дело». Но как, перейдя в онлайн-режим, сохранить то, что является главным для этого события – создание особой творческой атмосферы, в которой есть место робким пробам себя, первому выходу на публику, радость живого общения и обретения общности, где тебя понимают? Ведь это условие является важным не только для тех, кто выходит на сцену и пробует себя в качестве артиста, но и для тех, кто пробует стать мастером инклюзивного творчества – организовать театр, музыкальную группу, танцевальный ансамбль, срежиссировать какое-то действие.
Выход нашелся как всегда в гибридной форме. Массовые события – концерты, многочисленные мастер-классы, которые возможны без тактильных практик – перевели в онлайн-режим; пластические воркшопы, анализ конкурсных работ, круглый стол с обсуждением острых вопросов зарегистрировавшиеся участники смогли увидеть вживую, поучаствовать в них, остальные – в режиме zoom-конференции, во время которой можно было задавать вопросы. Площадкой в обеих формах – реальность и интернет – стал Свердловский государственный областной дворец народного творчества. Кстати, стоит отметить, что не было ничего в записи – все события проходили здесь и сейчас и транслировались в интернет.
На первом гала-концерте, посвященном хореографии, оригинальному жанру и визуальным искусствам, работы некоторых участников показывали на экране, а на сцене шло награждение. Первым роликом стал клип Театра жестовой песни из Перми, который ребята записали на песню Веры Брежневой «Люди, любите друг друга». Стиль ролика можно определить как «арт-изоляция» – это ставший популярным в последние полгода стиль домашнего видео, когда участники записываются у себя дома или в своем приусадебном садике, в максимально расслабленной атмосфере, не играя, а представляя собой самих себя и никого более. Такая искренняя степень интимности и открытости вместе со смыслом самой композиции и полетом рук позволила певцам жестовой песни выразить то, что обычно трудно выразить словами. Этот творческий номер сразу же согрел и правильно настроил всех, кто был в зале и смотрел онлайн-трансляцию, на домашнюю атмосферу. Затем уже звучали приветственные слова гостей и жюри, показывались ролики участников, вручались дипломы, призы и подарки – кому-то в руки, кому-то они будут переданы по почте.
Инклюзивное искусство только еще складывается как сфера, но уже пытается анализировать себя, искать свое место, формулировать основные принципы в аксиомы и теории. Организаторы фестиваля на круглом столе «Инклюзивное искусство – социальный аспект или культурный феномен?» поставили себе цель проанализировать самих себя, свою деятельность. Как любое растущее образование, фестивалю надо определиться, куда расти, от чего отказаться, что принять, за что взяться более внимательно. Вместе с этим частным вопросом автоматически вставали вопросы об определении, что такое инклюзивное искусство, есть ли там место делению на профессионалов и любителей, есть ли в нем место конкурсу, а если нет, то что тогда должно быть. Дискуссия была горячей – это чувствовалось, но не всегда участники слышали, что мысли других являются продолжением их собственных – не противоречат, а развивают дальше. Это и есть так называемые проблемные лакуны, анализ которых, работа с которыми позволяет расти всему движению дальше.
Асель Омурдинова, лечебный педагог реабилитационного центра «Оберег», Бишкек, Кыргызстан: «Фестиваль задумывался как возможность дать развиваться тем, кого мы называем людьми с инвалидностью – вытащить их из закутка. Они пытаются что-то сделать, пусть неправильно, а фестиваль дает возможность выйти и показать себя. Он стимулирует людей открыться – об этом не надо забывать. И критериев оценки этому нет. Есть только цель – дать мотивацию».
Вера Симакова, директор некоммерческой организации «Благое дело», организатор Inclusive Art: «Фестиваль нам помогает соединить личность, институцию, общество. Наша работа разнонаправлена, мы не можем это разъединить, иначе все разрушится».
Вера Игоревна предложила варианты номинаций или направлений будущего фестиваля: «Инклюзивное искусство сейчас развивается. Мы уже понимаем и признаем, что цели у инклюзивных коллективов могут быть разными, и в зависимости от этого можно подумать о номинациях и направлениях на фестивале: есть коллективы, которые занимаются развитием участников (педагогические); есть те, которые занимаются творчеством, потому что им нравится, для себя (любительские); есть те, которые заявляют себя профессионалами, они привлекают зрителей и хотят жить этим, зарабатывать этим (профессиональные коллективы)».
У инклюзивного искусства на фестивале должен быть зритель – это зона ближайшего развития Inclusive Art. Именно зрители (не участники, не педагоги, не руководители коллективов, не родители участников) могут сказать, что перед ними все равны: актеры с инвалидностью или нет, танцоры на колясках или нет, профессионалы на сцене или любители. Зрителям важно, чтобы их «торкнуло», что-то «задело» – с любым знаком, плюс или минус, но лучше плюс, чтобы произошел тот самый катарсис. На то, чтобы у инклюзивного искусства появился зритель, возможно, и должна быть направлена работа фестиваля. Может, это случится уже в рамках пятого по счету события. В конце концов, этот фестиваль о творчестве – пространстве для проб, экспериментов, удач и ошибок, из которых выносится опыт, а значит, происходит движение вперед.
Записи с мастер-классов можно найти в группе Inclusive Art
Источник: http://культура.екатеринбург.рф