Диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС) появился сравнительно недавно и рассматривается как комплекс нейробиологических, нейропсихологических расстройств, в развитии которого играют роль как генетические, так и средовые факторы. В настоящее время во всем мире по современным эпидемиологическим данным детей с диагнозом РАС около 6 человек на 1 000, причем у мальчиков РАС диагностируется примерно в 4,5 раза чаще, чем у девочек. Например, распространенность аутизма в США у 1 из каждых 88 детей, или 11,3 на 1000 населения. В России по официальным статистическим данным НЦПЗ РАМН на 2020 год частота встречаемости аутизма составляла до 26 случаев на 10 000 человек (1/385).
На сегодняшний день учеными различных теоретических ориентаций признается тот факт, что симптоматика РАС чрезвычайно многообразна и проявляется при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, начиная с раннего детства и сохраняясь на протяжении всей жизни человека, что требует как социально-психологической, так и социально-педагогической коррекции.
Работа по социализации ребенка-инвалида с РАС может быть успешной только в том случае, если она осуществляется многопрофильной командой специалистов, включающей психологов, педагогов, дефектологов, врачей, логопедов, воспитателей и специалистов по социальной работе. Именно объединение знаний и компетенций всех этих специалистов позволит создать оптимальные условия для успешного развития ребенка-инвалида с РАС, его адаптации и социализации в обществе. Интегративным вариантом такой социально-психологической и социально-педагогической помощи может выступать комплексное сопровождение процесса позитивной социализации детей-инвалидов с РАС, которое включает раннюю диагностику нарушений, характерных для аутизма, индивидуально-ориентированную коррекционную работу с ребенком-инвалидом и членами его семьи (законными представителями) и консультирование его семьи по вопросам развития личности ребенка-инвалида, его воспитания и обучения.
С 13 декабря в течение пяти дней проходят курсы повышения квалификации для руководителей организаций социального обслуживания Свердловской области, психологов, медицинских (клинических) психологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей, социальных работников, предоставляющих услуги детям-инвалидам младше 18 лет, имеющим расстройства аутистического спектра.
Обучение по данной программе позволит слушателям курса:
- · внедрять в организациях различные, в том числе инновационные формы деятельности, современные методы и инструменты оказания социальных услуг по социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов, имеющих РАС;
- · определять цели (задачи) социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов, имеющих РАС;
- · определять специфику социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и абилитации семей (законных представителей) детей-инвалидов, имеющих РАС;
- · адекватно анализировать информацию в средствах массовой информации относительно РАС и объяснять родителям (законным представителям) достоверность данной информации;
- · осуществлять психодиагностику и формировать протоколы при социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов с РАС;
- · применять социально-психологические и социально-педагогические технологии коррекции детей-инвалидов с РАС и формировать протоколы коррекции;
- · проводить консультирование детей-инвалидов с РАС, членов их семей (законных представителей), в том числе профориентационное и деловое консультирование и формировать протоколы консультации;
- · составлять реабилитационный маршрут с учетом имеющихся у ребенка-инвалида с РАС активностей, вовлеченностей в соответствии с МКФ.
Хочется надеяться, что приобретенные компетенции, терпение, человечность и вера в успех помогут слушателям курсов научить особых детей адаптироваться в этом мире, успешно реализовать себя и быть счастливыми.
Татьяна Плюхина