22 ноября, как и ожидалось, стал днем активной работы делегации Свердловской области в реабилитационных центрах Тюменской области. Утром свердловчане посетили Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма».
Отличительной особенностью учреждения является имеющийся опыт работы с детьми инвалидами, имеющими сенсорные нарушения. Уже несколько лет Центр работает не только с незрячими и не слышащими детьми, но и с теми, кто лишен и слуха, и зрения. Здесь созданы все условия для реабилитации детей с множественными сенсорными нарушениями: есть кабинет по обучению компьютерной грамотности слепоглухих детей, создан досуговый центр для слепоглухих, имеется множество слухоречевых тренажеров, оборудован кабинет обучения языку Брайля. Причем, педагоги уверяют, что за курс реабилитации продолжительность 21 день возможно обучить слепого ребенка этому языку, все зависит от степени и сочетания ограничений жизнедеятельности ребенка. Специалисты по реабилитации работают с детьми в малых группах с не слышащими и незрячими детьми отдельно, со слепоглухими детьми проводится индивидуальная работа. Многие наглядные пособия делают работники Центра. Например, плотник изготовил деревянные модели помещений учреждения.
Во второй половине дня гости познакомились с работой по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в Детском психоневрологическим доме-интернате. Пока в учреждение прошли курс реабилитации только дошкольники, для которых выделен отдельный этаж для проживания вместе с родителями. Очень интересным показался опыт учреждения по использованию в социокультурной реабилитации компьютерной программы Pogumax для создания и последующего просмотра и мультипликационных фильмов. В лаборатории инклюзивного образования с помощью компьютерных программ проходит пошаговое обучение детей навыкам социально-средовой реабилитации: как осуществлять ежедневные домашние дела (уборку квартиры, заправку кровати, полив цветов и т.п.), ориентироваться в городском пространстве (перейти улицу, пройти на остановку транспорта, зайти в магазин, совершить покупку).
Специалисты, работающие в музыкальной студии, используют интересные приемы обучения детей игре на фортепиано: наклеивая на клавиши картинки разного цвета с цифрами.
Есть в интернате и молельная комната, где каждую неделю проходят занятия с батюшкой, на которых детям рассказывается о христианских праздниках и обычаях.
Третье посещение вторника – визит в Тюменский областной центр реабилитации инвалидов, аналог Свердловского регионального реабилитационного центра, где осуществляется реабилитация детей-инвалидов в полустационарной форме.
Татьяна Онохова