2022 год стал знаковым для работы диспетчерского центра связи (ДЦС) Областного центра реабилитации инвалидов: в первой половине года было установлено специальное оборудование, позволяющее включить его в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, а затем была запланирована подготовка специалиста Центра для работы в данной системе.
2 декабря 2022 года закончилось обучение 40 специалистов единых дежурных диспетчерских центров связи (ЕДДС) Свердловской области и центров обработки вызовов Екатеринбурга по программе повышения квалификации «Подготовка операторского персонала системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112». В обучении принимала участие методист областного центр реабилитации инвалидов Елизавета Вайс, отвечающая за работу диспетчерского центра связи(ДЦС) для граждан с инвалидностью по слуху.
Служба 112 имеет короткую историю, номер 112 начал работать с 1 января 2018 года, до этого звонки о чрезвычайных ситуациях приходили на номер 911. Особенно бурное развитие службы произошло в 2020 году во время пандемии короновируса, когда на одного специалиста в день приходилось более тысячи обращений граждан по самым разным проблемам: пожар, вызов полиции, газовой службы, вызов скорой помощи, иные чрезвычайные ситуации, а также вопросы помощи детям. Недавно был открыт новый телефон 122, по которому можно задать любой вопрос, связанный с мобилизацией граждан.
Курсы повышения квалификации длились две недели, одна из которых была посвящена теоретическим и правовым основам деятельности ЕДДС, а вторая была насыщена практическими занятиями.
- Больше всего мне запомнились занятия, на которых мы должны были отвечать на звонки граждан, в роли которых выступали наши преподаватели, - отмечает Елизавета Александровна. Какие только не разыгрывались ситуации с «телефонными обращениями»: напали волки в лесу, украли автомобиль с собакой, случился пожар и так далее. Надо было сделать все, чтобы максимально быстро проконсультировать обратившегося человека либо перенаправить его обращение к специалистам из различных сфер деятельности. Занятия были очень полезны.
По словам Александры Механошиной, начальника отдела, который отвечает за работу с глухими гражданами, сейчас идет проработка алгоритмов действий с людьми, потерявшими слух. С одной стороны, Елизавета Александровна будет отвечать на обращения глухих людей в службу 112 по вопросам , связанным с получением социальных услуг, социальной помощи или социальной поддержки, а с другой - принимать видеообращения неслышащих граждан по различным жизненным ситуациям, а затем организовывать трехсторонне общение со службой 112, с любой другой организацией, которая может оказать человеку практическую помощь.
В Свердловской области в фокусе внимания органов социальной политики постоянно находится создание комфортных условий для слабослышащих и глухих жителей региона, это направление деятельности будет постоянно развиваться во всех сферах, ответственных за исполнение индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов по слуху.
Татьяна Онохова